Федеральная власть против здоровья домашних животных
Через три года после принятия закона о лицензировании магазинов для животных правоохранители стали повально их проверять, наводя ужас на бизнесменов суммами штрафов.Блохи, грибок, Lвесенний¦ синдром - еще недавно от этих Lживотных¦ напастей качканарцы, держащие дома четвероногих, в течение нескольких суток избавлялись усиленной лекарственной терапией. Рецепт, как и чем лечить пернатых, хвостатых и разношерстных сегодня диктуют отнюдь не ветеринары, а две госструктуры, косвенно опустошающие прилавки зооаптек: Россельхознадзор, который в 2006 году спровоцировал создание и подписание приказа ¦ 416, и отделения прокуратуры всех регионов и областей, по чьим протоколам в судах оформляются карательные штрафы. По версии бизнесменов, именно эти две организации ставят крест на бизнесе предпринимателей и на здоровье животных.
Суть воли правительства, подписавшего документ, свелась к тому, что владельцы магазинов, где продаются товары для животных, обязаны затратить 8 лет жизни, прежде чем открыть такой бизнес.
Согласно приказа, предприниматели, планирующие открыть зоомагазин, обязаны в течение ближайших пяти лет получить высшее ветеринарное образование, проработать непосредственно животным врачом 3 года, и лишь потом вставать за прилавок торговой точки, чтобы продать определенные лекарственные средства для животных. Против глистов, против блох, так называемые капсулы LКонтрасекс¦, усыпляющие весенний синдром животных, а также прочие медикаменты с надписью Lприменяется для лечения¦. Все те же требования по высшему образованию и ветеринарной практике предъявляются и к продавцам зооаптек.
За неимением обоснований для законной торговли животными лекарственными препаратами, витрины таких специализированных магазинов не пустуют - они доверху забиты кормами, игрушками, ошейниками и кормушками для животных. Только о том, какую часть прибыли потеряли предприниматели, вернув на лекарственную базу все глистогонные, противоблошиные и успокаивающие зов природы препараты, знают только сами держатели таких магазинов.
О финансовом ударе по своей торговой деятельности предприниматель из Качканара Наталья Сиренщикова говорит открыто, полагая, что бессмысленно скрывать то, что итак понятно. Зоомагазин Натальи еще в 2008 году одним из первых попал под прокурорскую Lраздачу¦. Не найдя ни у одного из сотрудников диплома ВУЗа с факультета ветеринарии, а также лицензии на продажу лекарственных препаратов, правоохранители сначала вынесли предупреждение, а впоследствии, после повторной проверки, наложили штраф.
Наталья Сиренщикова не называет конкретной суммы, которую ей предписали выплатить государству за незаконную продажу лекарств. Гораздо больше, как она признается, ее беспокоит вопрос, где найти квалифицированного продавца, соответствующего всем параметрам приказа. Более полугода предприниматель пытается решить назревший кадровый вопрос, но, как выясняется, ветеринаров с высшим образованием, желающих бросить врачевание Тузиков, Мусек и Зорек, в Качканаре нет.
- Самой мне отдавать 8 лет жизни на обучение и ветеринарную практику не хочется, - поясняет Наталья Николаевна.
Женщина уверена, что в ситуации с приказом правительства назад дороги нет. Она не верит, что закон могут отменить или пересмотреть, даже если свое слово скажут все животноводы России, чьим питомцам жизненно важны эти препараты.
- По идее, горожане могут пытаться найти альтернативу в человеческих медикаментах, как мы, по сути, и лечили своих животных десятки лет назад, но только это наглядно продемонстрирует, как далеко мы шагнули назад в ветеринарии.
- - - - -
О доле негатива в законе говорит и Наталья Ветлюгова, в чьей квартире второй год сосуществуют два кота: Барс и Махно. Волею закона последний, Махно, стал объектом врачебного эксперимента своей хозяйки. Увидев проплешину возле уха питомца, Наталья обратилась в ветеринарную станцию, где врачи выбрили участок шерсти и констатировали у Махно кожный грибок. Рецепт владелице кота выписали, однако, где достать эти лекарства в Качканаре, ветеринары сказать не смогли.
- Промыкалась по всем зоомагазинам - пусто, пошла в человеческую аптеку - там понимающе улыбаются, но пожимают плечами, - говорит она.
Обойдя все без исключения аптеки, Наталья, как рассказывает, все же упросила одного из фармацевтов порекомендовать для спасения кота хоть какой-то альтернативный препарат из числа человеческих медикаментов. Теперь на свой страх и риск животновод пытается вылечить Махно мазями и уколами. Женщина честно признается, что если бы в аптеке ей не дали хоть какой-то лечебный препарат, питомца пришлось бы убирать.
- У меня ребенок, и держать дома Lзаразу¦, которую никто не говорит, как вылечить, я бы, скрепя сердцем, не стала.
Она предполагает, что наступающей весной на улицах города можно ожидать огромное количество бездомных больных кошек и собак, от которых отказались хозяева по причине неизлечимых болезней. Неизлечимых, потому что нет лекарств.
- - - - -
Последствия принятия постановления Правительства LО лицензировании фармацевтической деятельности¦, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор, стали настоящим бедствием для самих торговцев, животноводов и их питомцев, говорит Татьяна Колчанова, генеральный директор LСоюза зоо-предприятий России¦. Она детально рассказывает о событиях в правительстве семилетней давности, которые создали сегодняшнюю ситуацию.
По информации Татьяны Колчановой, в 2002 году лицензирование ветеринарной деятельности было отменено. Однако, в 2005 году выходит постановление правительства о лицензировании отдельных видов деятельности, где фармацевтику выделяют отдельным блоком. Разработать положение об отдельном виде лицензии на фармацевтику поручили создать двум организациям: Росздравнадзору и Россельхознадзору. Если первая структура со своей задачей справилась, подготовив всю нормативную базу по лицензированию фармдеятельности для людей, то с Россельхознадзором вышла накладка.
- Минсельхоз создал свой очень безграмотный проект, который не согласовали ни с одним ведомством, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Но, так как был наказ правительства - отработать это направление, чиновникам из Россельхознадзора ничего не оставалось, как только внести несколько незначительных поправок, убрать пару ляпов и отдать на рассмотрение.
В 2006г. правительство принимает положение с условием последующих доработок, и одновременно с этим начинает активизацию уже другая - правоохранительная структура - прокуратура РФ.
То положение, что вышло в 2006 году в сыром виде, касалось исключительно оборота лекарственных средств медицинского назначения, то есть только применяемых человеком. Однако, как рассказывает Татьяна Колчанова, во всех регионах страны представители прокуратуры, Lне вчитываясь в строки медицинского назначения¦, начали проверку зоомагазинов на предмет незаконной предпринимательской деятельности.
- Вот тогда начались дикие штрафы и бунт предпринимателей, - вспоминает генеральный директор Союза зоопредприятий.
Она также рассказывает, что из Союза в различные ведомства, начиная от Минсельхоза и доходя до еще тогдашнего Президента Владимира Путина, были разосланы запросы, письма, призывы, требования. Реакции не последовало.
- Уже тогда руководство Россельхознадзора признавалось нам, мол, они сами в растерянности. Просили не паниковать, переждать, гарантировали стабилизацию положения.
Тем не менее, в конце 2006 года принимается положение об обязательном лицензировании фарм.деятельности, включая линию ветеринарии. Первое полугодие после этого события Татьяна Колчанова вспоминает, как самые тяжелые.
- Властям понадобилось время, чтобы создать региональные отделения Россельхознадзора для выдачи лицензии, чтобы напечатать бланки этих лицензий и вообще понять принцип этой процедуры. Все это время бизнес зоопредприятий агонизировал.
Татьяна Ивановна констатирует, что сегодня, по прошествии почти трех лет, отменить знаменитое положение невозможно. Однако она также сообщает, что объединение зоопредпринимателей атакует правительство и Россельхознадзор, чтобы добиться отмены ограничений в продаже лекарств от редчайших смертных болезней, также вернуть животноводам необходимые противоблошинные, глистогонные и успокоительные препараты для кошек и собак. Пока - безрезультатно.
- - - - -
По информации Татьяны Калитиной, старшего помощника прокурора в Качканаре, в 2008 году было возбуждено административное производство в отношении лишь одного предпринимателя, в чьих нескольких торговых точках были обнаружены лекарственные препараты для животных.
Арбитражный суд, куда было направлено определение прокуратуры, определил бизнесмену штраф - 4000 рублей. Татьяна Павловна пояснила, что закон о лицензировании фармацевтической деятельности, хоть и принят в 2006 году, но реальное действие обретает только сейчас, когда предприниматели уже после проверок выставляют на прилавок безобидные препараты. Проверки, как сообщили в прокуратуре, будут продолжаться.