Кошачья жизнь как событие в искусстве
Кошки петербургского Эрмитажа - почти такой же бренд, как вороны лондонского Тауэра.Кошки, которые с незапамятных времен охраняют Государственный Эрмитаж от мышей и крыс, постепенно стали частью его культурной программы. Уже несколько лет подряд музей отмечает в конце марта День мартовского кота.
Кошки петербургского Эрмитажа - это почти такой же бренд, как вороны лондонского Тауэра. Если в старинной крепости британской столицы традиционно проживают восемь мудрых черных птиц, то в главном музее северной столицы, который занимает 5 зданий, включая Зимний дворец, обитают полсотни кошачьих. И честно отрабатывают свой хлеб.
Они появились здесь еще при Елизавете Петровне - дочь Петра Великого до смерти боялась мышей и крыс, которых развелось в старом, деревянном царском дворце видимо-невидимо. Об этом прознали в Казани, откуда и привезли в Петербург партию воинственных котов-крысоловов. На поездку в Казанское ханство были выделены солидные государственные средства, которые коты полностью окупили.
Потомства, правда, они не давали - коты были, как тогда говорили, Lкладеные¦, то есть лишенные способности к продолжению рода. Так что о строгой преемственности говорить не приходится. Тем более что традиция содержания котов во дворце прерывалась как минимум дважды. Первый раз - в 1917 году, во время большевистского переворота. Тогда котам повезло много больше, чем их хозяевам.
У членов семьи последнего российского императора были собственные кошки, рассказывает секретарь директора Государственного Эрмитажа Мария Халтонен:
LОдного звали - вы не поверите - просто Васькой. Он есть на семейных фотографиях - полосатый котик с белой грудкой играет со шторой. Вот эти кошки никуда не поехали с императорской семьей. Их оставили во дворце, и это спасло им жизнь. Их вернули тем людям, которые их дарили царским детям, и они выжили¦.
Другие, не связанные личными отношениями с царской семьей кошки и коты продолжали нести свою службу в Зимнем дворце - ловить мышей кому-то надо было и при большевиках. Так продолжалось до блокады. В 1941 году Петербург, который тогда звался Ленинградом, был осажден немецко-фашистскими войсками. Осада продолжалась три года, за это время от голода, холода и бомбежек умерло полтора миллиона человек. Понятно, что в это время не только во дворце, но и в городе никаких животных не было, да и быть не могло. Но есть легенда, что сразу после снятия блокады в Ленинград привезли эшелон котов.
И вот с тех пор традицию уже поддерживали как часть истории музея. От старых сотрудников можно услышать, что еще отец нынешнего директора Эрмитажа, Борис Пиотровский, оказывал здешним котам свое покровительство. Говорят, что однажды один из них не оправдал высокого доверия, испакостил служебные документы и был изгнан вместе со своими собратьями. Крысы тут же пошли в наступление, и вскоре кошачьих пришлось вернуть на место.
Лет десять назад сотрудники музея начали кампанию по обеспечению хвостатым охранникам раритетов официального статуса. Из бюджета музея были выделены средства на прокорм котов, которые к этому времени стали одним из символов Эрмитажа.
Сегодня на казенном счету состоит примерно полсотни кошачьих. Большее количество, как оказалось, в музейных подвалах не уживается: начинается беспредел и драка. А вот пятьдесят - именно то, что нужно, чтобы обеспечить свободное фланирование по дворам и подвалам и гарантию от грызунов.
В этом году музей решил часть своих котов раздать в добрые руки. Решение было тяжелым, но неизбежным, объясняет Мария Халтонен:
LКоты обладают разными характерами, это известно всем владельцам. Есть коты свободолюбивые, а есть такие, которые любят жить гурьбой. Дружат, вместе едят. А вот некоторые желают жить с людьми. Они выходят из музея на Дворцовую набережную, пристают к посетителям. Их мы и хотим пристроить с помощью очень модного выставочного центра LЛофт Проект Этажи¦, который проводит крупные выставки современного искусства. Они уже в четвертый раз проводят раздачу котов, поэтому у них уже есть необходимый для этого опыт. Сначала они определяют животных в хорошие приюты, где их обследуют в течение месяца, чтобы хозяин гарантированно получил здорового и счастливого кота¦.
Акция LХочу домой!¦ намечена на 20 марта, а 27-го в фойе музея откроется ставшая уже традиционной выставка, посвященная усатым хранителям музейной истории. На ней будут представлены фотопортреты котов, которых посетители застали греющимися на холодном питерском солнце во внутренних дворах Эрмитажа. LКоты стали важной частью нашей жизни¦, - признался директор музея Михаил Пиотровский, открывая такую же выставку год назад, и добавил, что о Рембранте его спрашивают реже, чем о знаменитых котах.