Акула светится в темноте благодаря гормонам
Бельгийским ученым удалось обнаружить гормональный механизм, посредством которого бархатнобрюхая светящаяся акула (Etmopterus spinax) контролирует свечение своего живота. Этот самоконтроль гормонов делает бархатную акулу одним из уникальных экземпляров морской фауны. Ученые ихтиологи Жюльен Клаас (Julien Claes) и Жером Малифет (Jerome Mallefet), в результате своих исследований определили, что в теле бархатнобрюхой светящейся акулы существуют такие гормоны как мелатонин (melatonin), пролактин (prolactin) и стимулирующий гормон меланоцит (a-melanocyte-stimulating hormone MSH), которые отвечают в организме акулы за управление пигментации тела акулы, способствую биолюминесценцией, в результате чего, в темноте бархатная акула светится как фонарик.Эти исследования были опубликованы в последнем номере журнала экспериментальной биологии (Journal of Experimental Biology). Замечено, что подобная биолюминесценция контролируются нервными клетками и другими рыбами. Бархатнобрюхие светящиеся акулы, обладающие биолюминесцентными способностями, излучают световое излучение на боках и животе.
Считается, что такая биолюминесценция служит защитой от хищников. Также, вполне может быть, что акулы посредством такой "подсветки" общаются с другими акулами.
Однако, после изучения участков кожи живота только что убитых акул, ученые обнаружили странное поведение гормонов. В то время как гормоны мелатонин (melatonin) и пролактин (prolactin) стимулировали медленное слабое свечение, стимулирующий гормон меланоцит (a-melanocyte-stimulating hormone MSH) всячески препятствовал этому. Они выдвинули гипотезу о том, что медленное свечение индуцированного гормона мелатонина (melatonin) может быть очень удобным для вертикальных миграций бархатнобрюхих светящихся акул, в ходе которых интенсивность внешнего освещения является особенно удобным для своеобразной маскировки. Хотя яркое свечения индуцированного пролактина (prolactin) может быть полезным для спаривания или защиты других от рыб на глубине.
Источник: Journal of Experimental Biology, 2009.
Подготовила и разместила: Наталия Николенко.