Мангусты учат детенышей культурным традициям
Передача традиций от родителей к детям - вроде бы типично человеческое поведение - встречается и у животных. Правда, чаще всего у наших ближайших родственников - приматов. И как правило, в искусственных условиях. Но биологам из Университета Экзетера (University of Exeter) в Великобритании удалось увидеть, как передают традиции сородичам полосатые мангусты. Причем в дикой природе. "Наше исследование перекидывает мостик между полевыми наблюдениями и экспериментами с пойманными животными", - говорят авторы статьи в журнале Current Biology Корсин Мюллер (Corsin A. Muller) и Майкл Кант (Michael A. Cant).
Полосатый мангуст (Mungos mungo) - небольшой хищник, он весит меньше 2 кг. Эти животные очень социальны, живут большими группами. У них есть особенность, которая очень помогла исследователям. Внутри группы детеныш привязывается к какому-либо взрослому (как правило, это молодой самец, не заработавший права на размножение), ходит за ним как хвостик и проводит рядом почти все время.
Ученые работали с популяцией полосатых мангустов в Национальном парке королевы Елизаветы (Queen Elizabeth National Park) в Уганде. Под наблюдением находилось 127 животных, которых благодаря специальным меткам люди знали "в лицо". Биологи создали для подопытных зверей новый вид еды: смесь мяса и риса они заложили в пластиковый контейнер. Для этого модифицировали всем известный "киндер-сюрприз" так, чтобы его можно было открыть одним из способов, которыми владеют мангусты.
Полосатые мангусты всеядны. Питаются они в том числе яйцами и моллюсками - пищей, которую нужно перед употреблением доставать из твердой оболочки. Чтобы расколоть яйца или раковину, мангусты используют две разные стратегии: держат передними лапами и раскусывают зубами или разбивают, ударяя о твердую поверхность (камень или ствол дерева).
Новую еду предложили взрослым животным, чтобы понаблюдать, как они с ней справятся. Одни раскусывали яйца, другие - разбивали, но были и те, что применяли обе методики.
Технику вскрывания за три месяца наблюдений сменили только два из девятнадцати мангустов. А стабильность - одна из черт, присущих традиции, говорят ученые. Оставалось проверить, могут ли животные передавать эту традицию сородичам.
Всех детенышей в популяции мангустов исследователи разделили на четыре группы: первая неоднократно наблюдала за тем, как ее взрослые наставники разбивали яйца, вторая - за тем, как их раскусывали. Третья группа появлялась, когда яйца были уже открыты, а четвертая вообще никогда не участвовала в процессе. Точности ради ученые указали, что образовалась и пятая категория детенышей, наставники которых игнорировали новую еду, несмотря на вкусный запах. Тем не менее пятая группа также могла помочь исследованиям. Так что в следующей стадии эксперимента, которую биологи провели через два-четыре месяца после окончания наблюдений за взрослыми, приняли участие 42 детеныша. К этому времени молодые мангусты уже стали независимы от взрослых и научились добывать пищу самостоятельно.
Когда им предложили "киндер-сюрпризы", все группы, кроме пятой, проявили интерес к новым вкусно пахнувшим предметам. Это было естественно, так как все молодые животные очень любопытны. Правда, члены пятой группы, наставники которых в свое время игнорировали яйца, тоже обошли угощение стороной, что ученые расценили как пример отрицательного научения.
Мангусты из остальных групп пытались доставать еду. И в первых двух предпочитали технику открывания яиц, которую в свое время наблюдали у наставников. А животные из третьей и четвертой групп, которые не видели, как "правильно" открывать яйца, делали это с равной частотой обоими способами.
Биологи подчеркивают, что мозг мангустов меньше, чем у приматов. Тем не менее они оказались способны к подражанию и передаче культурной традиции. Наблюдение за мангустами также опровергает точку зрения, что социальное научение приводит к одинаковому поведению всех особей в группе (так как все учатся друг у друга). В данном случае у мангустов сохранились две технологии и обе передались следующему поколению.
Надежда Маркина
Источник: http://infox.ru/, 05.06.2010
Полосатый мангуст (Mungos mungo) - небольшой хищник, он весит меньше 2 кг. Эти животные очень социальны, живут большими группами. У них есть особенность, которая очень помогла исследователям. Внутри группы детеныш привязывается к какому-либо взрослому (как правило, это молодой самец, не заработавший права на размножение), ходит за ним как хвостик и проводит рядом почти все время.
Ученые работали с популяцией полосатых мангустов в Национальном парке королевы Елизаветы (Queen Elizabeth National Park) в Уганде. Под наблюдением находилось 127 животных, которых благодаря специальным меткам люди знали "в лицо". Биологи создали для подопытных зверей новый вид еды: смесь мяса и риса они заложили в пластиковый контейнер. Для этого модифицировали всем известный "киндер-сюрприз" так, чтобы его можно было открыть одним из способов, которыми владеют мангусты.
Полосатые мангусты всеядны. Питаются они в том числе яйцами и моллюсками - пищей, которую нужно перед употреблением доставать из твердой оболочки. Чтобы расколоть яйца или раковину, мангусты используют две разные стратегии: держат передними лапами и раскусывают зубами или разбивают, ударяя о твердую поверхность (камень или ствол дерева).
Новую еду предложили взрослым животным, чтобы понаблюдать, как они с ней справятся. Одни раскусывали яйца, другие - разбивали, но были и те, что применяли обе методики.
Технику вскрывания за три месяца наблюдений сменили только два из девятнадцати мангустов. А стабильность - одна из черт, присущих традиции, говорят ученые. Оставалось проверить, могут ли животные передавать эту традицию сородичам.
Всех детенышей в популяции мангустов исследователи разделили на четыре группы: первая неоднократно наблюдала за тем, как ее взрослые наставники разбивали яйца, вторая - за тем, как их раскусывали. Третья группа появлялась, когда яйца были уже открыты, а четвертая вообще никогда не участвовала в процессе. Точности ради ученые указали, что образовалась и пятая категория детенышей, наставники которых игнорировали новую еду, несмотря на вкусный запах. Тем не менее пятая группа также могла помочь исследованиям. Так что в следующей стадии эксперимента, которую биологи провели через два-четыре месяца после окончания наблюдений за взрослыми, приняли участие 42 детеныша. К этому времени молодые мангусты уже стали независимы от взрослых и научились добывать пищу самостоятельно.
Когда им предложили "киндер-сюрпризы", все группы, кроме пятой, проявили интерес к новым вкусно пахнувшим предметам. Это было естественно, так как все молодые животные очень любопытны. Правда, члены пятой группы, наставники которых в свое время игнорировали яйца, тоже обошли угощение стороной, что ученые расценили как пример отрицательного научения.
Мангусты из остальных групп пытались доставать еду. И в первых двух предпочитали технику открывания яиц, которую в свое время наблюдали у наставников. А животные из третьей и четвертой групп, которые не видели, как "правильно" открывать яйца, делали это с равной частотой обоими способами.
Биологи подчеркивают, что мозг мангустов меньше, чем у приматов. Тем не менее они оказались способны к подражанию и передаче культурной традиции. Наблюдение за мангустами также опровергает точку зрения, что социальное научение приводит к одинаковому поведению всех особей в группе (так как все учатся друг у друга). В данном случае у мангустов сохранились две технологии и обе передались следующему поколению.
Надежда Маркина
Источник: http://infox.ru/, 05.06.2010