Певчие птицы доказали важность общения между родителями
Биологи выяснили, что наблюдение за общением между двумя взрослыми людьми заметно ускоряет обучение ребенка. К такому выводу они пришли в процессе наблюдения за обучением птенцов пению.
Певчие птицы - редкий пример животных, обладающих сложной системой коммуникации за счет звуков. Именно этим объясняется интерес зоологов из Вашингтонского университета к процессу обучения птиц пению.
В своем исследовании экспериментаторы вели наблюдения за певчими воробьями Melospiza melodia. Эта небольшая птичка проживает по всей территории США, и найти ее большой проблемы для зоологов не составило.
Ученые записывали трели птиц и потом проводили опыт - проигрывали записи через один или два динамика, наблюдая из укрытия за реакцией подрастающих птенцов. Кристофер Темплетон, один из авторов опубликованного в журнале Proceedings of the Royal Society исследования, так описывает в пресс-релизе свои впечатления: "Мы обнаружили, что птенцы активнее подлетают к тем динамикам, из которых раздаются голоса двух взрослых птиц, а не просто одиночная трель".
Иными словами, когда вслед за трелью из динамика доносилась другая, слышимая со стороны, интерес подрастающего поколения к "разговору" заметно возрастал.
До этого исследователи той же группы проводили и другой эксперимент, в ходе которого было показано, что репертуар птенцов, занятых подслушиванием взрослых переговоров, пополняется быстрее, чем у их собратьев, которые слушают одного родителя. Видимо, именно то, что отдельные трели выстраиваются в диалог, является ключевым моментом в обучении если не языку (все-таки переносить на людей результаты исследования следует осторожно), то некоторой сложной системе звуковой коммуникации.
Зоологи также прокрутили птенцам записи, в которых участвовало две птицы, но разных видов. Из двух динамиков по-прежнему доносились трели, но одна из этих трелей принадлежала не певчему воробью, а у черношапочной гаичке, представителю другого широко распространенного в США вида птиц. Более того, были записаны и озвучены переговоры двух гаичек, чтобы проверить гипотезу о том, что для обучения трелям сойдет и произвольная запись птичьего пения.
Как показал эксперимент, птицы умеют отличать чужаков от своих, а внимания к записи пары "свой-чужой" уделяют столько же, сколько при прослушивании "монолога" птицы своего вида. Наблюдение за общением между соплеменниками, таким образом, оказывается достаточно универсальным способом обучения, возникшим в ходе эволюции задолго до появления человека.
Алексей Тимошенко
Источник: http://www.gzt.ru/, 22.10.2009
Певчие птицы - редкий пример животных, обладающих сложной системой коммуникации за счет звуков. Именно этим объясняется интерес зоологов из Вашингтонского университета к процессу обучения птиц пению.
В своем исследовании экспериментаторы вели наблюдения за певчими воробьями Melospiza melodia. Эта небольшая птичка проживает по всей территории США, и найти ее большой проблемы для зоологов не составило.
Ученые записывали трели птиц и потом проводили опыт - проигрывали записи через один или два динамика, наблюдая из укрытия за реакцией подрастающих птенцов. Кристофер Темплетон, один из авторов опубликованного в журнале Proceedings of the Royal Society исследования, так описывает в пресс-релизе свои впечатления: "Мы обнаружили, что птенцы активнее подлетают к тем динамикам, из которых раздаются голоса двух взрослых птиц, а не просто одиночная трель".
Иными словами, когда вслед за трелью из динамика доносилась другая, слышимая со стороны, интерес подрастающего поколения к "разговору" заметно возрастал.
До этого исследователи той же группы проводили и другой эксперимент, в ходе которого было показано, что репертуар птенцов, занятых подслушиванием взрослых переговоров, пополняется быстрее, чем у их собратьев, которые слушают одного родителя. Видимо, именно то, что отдельные трели выстраиваются в диалог, является ключевым моментом в обучении если не языку (все-таки переносить на людей результаты исследования следует осторожно), то некоторой сложной системе звуковой коммуникации.
Зоологи также прокрутили птенцам записи, в которых участвовало две птицы, но разных видов. Из двух динамиков по-прежнему доносились трели, но одна из этих трелей принадлежала не певчему воробью, а у черношапочной гаичке, представителю другого широко распространенного в США вида птиц. Более того, были записаны и озвучены переговоры двух гаичек, чтобы проверить гипотезу о том, что для обучения трелям сойдет и произвольная запись птичьего пения.
Как показал эксперимент, птицы умеют отличать чужаков от своих, а внимания к записи пары "свой-чужой" уделяют столько же, сколько при прослушивании "монолога" птицы своего вида. Наблюдение за общением между соплеменниками, таким образом, оказывается достаточно универсальным способом обучения, возникшим в ходе эволюции задолго до появления человека.
Алексей Тимошенко
Источник: http://www.gzt.ru/, 22.10.2009