Головоногие тоже умеют слышать

До сих пор ученые спорили о способности осьминогов и кальмаров улавливать звуки. Плавательного пузыря или органов, отвечающих за акустическое восприятие у них нет, поэтому считалось, что и слышать они не могут. Этот миф окончательно развеял физиолог Хун Юн Янь – сотрудник тайваньской Академии наук. Он доказал, что головоногие способны воспринимать звуки в пределах частот от 400 Гц до 1,5 кГц. Только используют они при этом имеющиеся у них так называемые статоцисты – специальные пузырьки, которые отвечают за равновесие.

Статоцисты, содержащие твердые известковые образования – статолиты, благодаря своей чувствительности улавливают не сам звук, а механические колебания, которые он производит. Такие образования присутствуют в органах равновесия всех позвоночных, в т.ч. и человека. Полученный импульс статоцисты затем передают в центральную нервную систему. Такова, например, «природа слуха» креветок. На этом факте и основывались предположения тайваньского ученого. Проведенные эксперименты лишь подтвердили их правильность.

В качестве подопытных выступили обычный спрут (Octopus vulgaris) и кальмар обыкновенный (Sepioteuthis lessoniana). В аквариумах, где содержались головоногие, были установлены источники звука, а к телу животных прикрепили специальные датчики, измеряющие электрическую активность мозга. В результате выяснилось, что диапазон улавливаемых звуков у кальмаров и осьминогов почти одинаков. Но, как отмечают исследователи, оба вида лучше «слышат» на частоте 600 Гц. К слову сказать, человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20 кГц, дельфины — от 100 Гц до 200 кГц.

Не смотря на то, что слух головоногих довольно ограничен, для условий их обитания этого вполне достаточно. Обитающим на дне животным умения различать высокочастотные звуки не требуется. «Возможно, таким образом, они пытаются ускользнуть от хищников или охотятся на добычу. А может быть, они даже умеют производить собственные звуки и общаться друг с другом», — предполагает Хун Юн Янь.

По материалам тайваньской Академии наук.